Кто проживал на территории России? Сарматы


Сарма́ты (др.-греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae) — древний народ, состоявший из кочевых ираноязычных племён, с IV века до н. э. по первые века н. э. населявших степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря (территория современных Украины, России и Казахстана).

В V—IV веках до н. э. сарматы были мирными соседями Скифии. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через сарматские земли. В конце IV века до н. э. ситуация изменилась. Скифы потерпели поражение от правителя Фракии Лисимаха, фракийцы и кельтские племена галатов теснили скифов с запада. Следствием неудачных войн был упадок хозяйства и отпадение от Скифии части завоёванных прежде земель и племён. Вслед за ослаблением Скифского царства дружественные отношения его с сарматами сменились в III веке до н. э. враждой и наступлением агрессивных и воинственных молодых сарматских союзов на Скифию. Постоянные набеги и постепенный захват сарматами скифской территории завершились массовым переселением сарматских племён в Северное Причерноморье.

После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии. Установив своё господство в европейских степях, сарматы стали налаживать мирное сотрудничество с земледельческими народами, оказывали покровительство международной торговле и греческим городам Причерноморья. Политические объединения сарматских племён заставили считаться с собой ближних и дальних соседей от Китая до Римской империи.

Начиная со II века до н. э. сарматы всё чаще и чаще фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов. Историк Страбона называет их племена — языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы; Тацит пишет об опустошительном набеге роксолан на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 году н. э., где они «изрубили две когорты»; сосланный в город Томы в 8 году н. э.; поэт Овидий с тоской и страхом описывает в своих «Скорбных элегиях» сарматов под городом — «враг, сильный конём и далеко летящей стрелою, разоряет … соседнюю землю»; Иосиф Флавий и Арриан оставили сообщения о войнах аланов в I и II веках в Армении и Каппадокии — «суровые и вечно воинственные аланы».

С сарматами связывают сарматскую археологическую культуру, преимущественно представленную погребальными курганами. Курганы кладбища — курганы, в которых несколько погребений расположены по определённому правилу: либо по кольцу, либо в ряд. Погребённые лежат в прямоугольных ямах, вытянуто на спине, головой к югу. Из вещественных находок обычно встречаются мечи и кинжалы с серповидным навершием, бронзовые и железные наконечники стрел, ворворки и пряжки от портупейного набора, лепная керамика, бронзовые зеркала, костяные проколки, пряслица, костяные ложечки.

В Государственном Эрмитаже в Золотой кладовой хранятся сарматские драгоценности I - III в н.э. из кургана Хохлач  г. Новочеркасска Ростовской области. Диадему из этого кургана на головеве птицы Сирин изобразил на В. Васнецов на картине "Сирин и Алконост" (1896 г).  Сирин и Алконост – два неразлучных символа, пара противоположностей. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое... Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений. Согласно славянским поверьям, обе птицы прилетают в сад накануне яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами.

От сатматов сохранились остатки живого языка, и, по словам академика Соболевского, они даже передали названия больших рек протославянам, а именно: Днестр, раньше Дънестр — сарматское Danastr или Danaistr; Днепр — Дънепр — Danaper; Дон (вода/река) от сарматского «dānu», осетинского дон (вода/река), «str»-«штыр»-«стыр» (большой/большая). Названия многих других речек являются переводом с сарматского.

В Башкортостане есть река Ашкадар (сравни: персидское ашка — «белый, чистый», дарья — «река»), в Оренбургской и Челябинской областях — речки Санга (топоним сопоставляется с таджикским санг — «камень, каменистый»).

Некоторые историки предполагали, что сарматы являются основными предками восточных и южных славян, но эта теория отвергнута большинством учёных, которые указывали на явные отличия культуры сармат от культуры древних славян.

В 4 веке н.э. происходит нашествие с востока гуннской качевой волны. Около 375 г н.э. сарматы терпят сокрушительное поражение. Часть населения уничтожена, часть племен входит в гуннский союз. В дальнейшем эта группа населения селится в центральном предкавказии. Аланы - в византийских источниках, осы - по-грузински, ясы - по-русски. Государство получило название Осетия (Алания).

Кочевники-аланы оседают и переходят к земледельческо-скотоводческому хозяйству. В 8—9 вв. зарождаются феодальные отношения у аланов, временно вошедших в состав Хазарского каганата. На рубеже 9—10 вв. у аланов возникает раннефеодальной государство; в 10 в. аланы играют значительную роль во внешних связях Хазарии с Византией. Из Византии в Аланию проникает христианство. Развитие производительных сил, торговли приводит к зарождению феодальных городов, остатками которых являются городища: Нижне-Архызское на р. Б. Зеленчук, Верхне- и Нижне-Джудатские на р. Терек, Ахалкалинское на р. Сунже и др. 

О богатой аланской культуре дают представления знаменитые катакомбные могильники и городища на Северном Донце (Салтово-Маяцкая культура) и Северном Кавказе. Распространены наземные гробницы, дольмено-образные склепы (в верховьях Кубани), наземные каменные склепы с ложными сводами, катакомбы, обычно состоявшие из дромоса и эллипсовидной камеры. Некоторые поселения аланов были ограждены стенами, сложенными насухо из каменных тёсаных плит, на которые наносились резные геометрические орнаменты, иногда схематические изображения животных и людей. 

Прикладное искусство алан в 4—5 вв. представлено главным образом ювелирными изделиями из золота и серебра с полудрагоценными, преимущественно красными, камнями или стеклом (т. н. полихромный стиль); позднее появились подвески и др. украшения, отделанные птичьими головками. В 7—9 вв. распространяются литые антропоморфные изображения, фигурки всадников, штампованные бронзовые бляшки с растительным и геометрическим узором, украшавшие одежду и конский убор. О наивысшем расцвете искусства алан (10—12 вв.) свидетельствуют предметы из Змейского могильника (Северная Осетия): орнаментированные золочёные бляхи, складни-амулеты, туалетные принадлежности, одежда, ножны сабель, уникальный золочёный конский начельник в виде женской полуфигуры, фрагменты кожаной попоны с вышитыми павлинами и плетёнкой.

В 10—12 вв. у аланов зародилась письменность, был создан героический Нартский (нартовский) эпос.

Завоевательные походы в Аланию войск Чингисхана в первой четверти XIII века и Тамерлана в конце XIV века имели разрушительные последствия. Уцелевшая часть аланов ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась с местным кавказским населением. С 14 в. среди аланов стал распространяться ислам. Прямыми потомками аланов являются современные ираноязычные осетины. 


Список использованных источников
2. Сокровища сарматов https://youtu.be/dMXHSeO6kEI
4. Азовский музей-заповедник - Выставка "Сокровища кочевников Евразии" -  https://azovmuseum.ru/expo/
5. Премьера: Золотая кладовая. Курган Хохлач https://youtu.be/JTCXPef1KbA
6. Картина "Сирин и Алконост", Васнецов, 1896 https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1367-kartina-sirin-i-alkonost-vasnecov-1896.html
7. Сокровища Аланского царства выставлены в Эрмитаже https://mr-7.ru/articles/2022/12/20/sokrovishcha-alanskogo-tsarstva-vystavleny-v-ermitazhe-news
8. Официальный сайт Государственный Эрмитаж - Сокровища Аланского царства. К 1100-летию крещения Алании  







Комментарии